Вы автор?
Опубликуйте у нас свои произведения, Здесь и Сейчас.
 Всего страниц: 84
<<  1  2  3  4  5  6  7 >>


Все книги автора

Иванов Евгений :: Человек и Абсолют

Запомнить текущую страницу (стр. 4)
связан со всеми другими элементами знания, составляет с
ними единое целое. Чтобы знать, например, что такое «интеграл», необходимо знать,
что такое «дифференциал», что такое число, знать элементарные арифметические
операции и т.д. Следовательно, осмысление какого-либо чувственного элемента
нашего сознания с необходимостью требует задействовать сразу все наличное знание
об окружающем нас мире и о себе самом. «Объективный» смысл той или иной вещи -
это то «место», которую данная вещь занимает в системе мироздания. «Субъективный»
смысл не может быть ничем иным, как отображением «объективного» смысла - т.е.
переживанием соотнесенности образа данной вещи с единой интегральной
субъективной «моделью мироздания».

Ясно, что в явной форме («актуально») осуществить соотнесение осмысляемого
предмета с интегральной внутренней «моделью мироздания», т.е. фактически со всем
содержимым памяти субъекта, - не представляется возможным. Да и интроспекция
указывает нам на отсутствие явного соотнесения осмысляемого предмета с
информацией, хранящейся в «информационных файлах» нашей души. То, что мы
испытываем в момент «постижения смысла», отнюдь не напоминает процедуру
последовательного или одновременного просмотра записей, фиксированных в нашей
памяти, и сопоставление их с той чувственной единицей, смысл которой постигается
нами в данный момент времени.

Хотя постижение смысла (уразумение) занимает некоторое конечное время, это время
не заполнено какими-то последовательными, отделимыми друг от друга операциями с
информационными единицами, не может быть разбито на отдельные этапы постижения.
Смысл присутствует в нашей душе как целостная, неразложимая единица и, как
правило, лишен какого-либо явного, переживаемого нами становления. Воспринимая
окружающий мир, мы сразу оказываемся в какой-то определенной смысловой ситуации.
Смысл ситуации даже, как правило, нами в той или иной мере предвосхищается,
предшествует чувственному восприятию вещей и сам определяет характер наших
последующих восприятий (т.н. феномен «апперцепции»).

Часто непредставленность в наших субъективных переживаниях тех информационных
процессов, которые должны обеспечивать акт осмысления, объясняют «бессознательным»
характером этих процессов. «Бессознательное», при этом, понимается как нечто,
находящееся за пределами переживаемого, «данного», за пределами нашего «Я».
Предполагается, что когда я пытаюсь уяснить смысл какого-либо объекта, где-то в
моем мозге с очень большой скоростью просматривается вся информация, имеющая
отношение к данному объекту, и, далее, эта информация каким-то образом
соотносится с данным объектом. Субъективно же нами переживается лишь некоторый
конечный результат этого процесса.

Однако этот вывод равнозначен признанию иллюзорности переживания смысла и
противоречит данным самонаблюдения. Субъективно смысл во всем своем объеме
присутствует в нашей душе как нечто непосредственно наличное, данное. В
противном случае душа уподобилась бы «экрану», на который неизвестные «мозговые
механизмы» проецируют различные изображения, тогда как смысл происходящего на
экране действия остался бы совершенно недоступен для психического субъекта (опыт
которого ограничен лишь тем, что происходит в пределах «экрана»).

Итак, противоречивая природа смысла заключается в том, что, с одной стороны,
осмысление требует соотнесение осмысляемого с прошлым опытом, с «интегральной
картиной мира», а с другой стороны, в явной, развернутой форме такое соотнесение
не осуществляется. Тем не менее, смысл в полном объем присутствует в составе
нашей душевной жизни, создавая «смысловую глубину» чувственно воспринимаемого.

История науки показывает, что когда возникают такого рода парадоксы - самое
разумное и эффективное решение - отказаться от попыток разрешить подобный
парадокс в терминах устоявшихся представлений или здравого смысла, а вместо
этого - просто констатировать, что «таково объективное
 Всего страниц: 84
<<  1  2  3  4  5  6  7 >>


Поделись этой страницой:


a-block
Разделы:



Рекомендуем:
  1. Элитная упаковка

e-mail:
info@myviv.ru

2003-2018 (с) aPHPa
Внимание! Проект myVIV.Ru является публичной библиотекой, с некоммерческим уклоном, и создан для образовательных целей. Все произведения принадлежат их авторам и не подлежат копированию, распространению и коммерческому использованию.