Вы автор?
Опубликуйте у нас свои произведения, Здесь и Сейчас.
 Всего страниц: 84
<<  1  2  3  4  5  6  7 >>


Все книги автора

Иванов Евгений :: Человек и Абсолют

Запомнить текущую страницу (стр. 3)
Так, например, мы вполне
можем вообразить движение, не воображая при этом сам движущийся предмет,
представить форму - не представляя цвета, или цвет - лишенный всякой формы и т.п.

Смутность, неопределенность, слабая интенсивность переживания, а также
отсутствие отдельных модально-специфических чувственных качеств - это те
свойства представлений, которые отличают их от сенсорных образов.

Волевые акты, аффекты и смыслы - составляют внечувственное (сверхчувственное,
идеальное) содержание души. Они лишены, по крайней мере, пространственной
локализации и качественной определенности. Смысл «теплого» не является теплым, а
смысл «зеленого» - зеленым. Абсурдно говорить, что смысл слова или мое желание
находятся слева или справа от меня, вверху или внизу, или что они имеют какую-либо
геометрическую форму или размеры. Волевые акты и эмоции, однако, локализованы во
времени, чего, как мы увидим далее, нельзя сказать о «чистых смыслах». Поэтому
необходимо рассмотреть смыслы и аффективно-волевые явления отдельно друг от
друга.

Смыслы, как уже говорилось, лишены качественной определенности и
пространственных свойств и, таким образом, никак чувственно не переживаются -
ведь почувствовать что-то - это и значит определить «что» (какого качества) и «где»
присутствует. Но, тем не менее, смысл непосредственно присутствует в составе
душевных явлений как нечто непосредственно данное, наличное (в противном случае
мы ничего бы не понимали). Хотя наличие смысла в душе как бы не замечается нами,
тем не менее, ситуации «потери смысла» или «возникновения смысла» - четко
фиксируются, обнаруживая тем самым непосредственное присутствие смысла как
постоянного сверхчувственного «фона», на котором разворачиваются потоки
чувственных переживаний.

«Незримость», неощутимость смысла, казалось бы, вступает в очевидное
противоречие с тем фактом, что мы обладаем способностью сообщать, раскрывать
смысл того или иного чувственно воспринимаемого предмета, образа, слова, текста
и т.п. Мы способны актуализировать, развертывать смысл - в виде, например, серии
представлений, поясняющих слов или предложений. Однако ясно, что смысл как
таковой (как он непосредственно переживается) и его возможные «развертки» - это
далеко не одно и то же.

Во-первых, переживание смысла, например, того или иного слова, вовсе не требует
какой-либо явной развертки данного смысла. Мы, как правило, переживаем смысл
слова или события прямо и непосредственно без всяких его пояснений или
чувственных иллюстраций.

Во-вторых, нет оснований думать, что та или иная явная развертка смысла дает нам
его полное раскрытие. Допустим, меня просят пояснить смысл слова «собака». Я
говорю: «собака - это млекопитающее, хищник, она лает, имеет хвост, собака -
друг человека и т.д.». Означает ли это, что я раскрыл смысл слова «собака»?
Очевидно, что нет. Ведь необходимо еще понять, какой смысл имеет то, что я
сказал, например, понять что такое «млекопитающее», «хищник», «хвост» и т.д.
Слова, с помощью которых мы пытаемся раскрыть смысл, - также обладаю смыслом,
который также требует раскрытия. Но раскрыть смысл этих слов можно только
произнеся какие-то другие слова, которые также имеют смысл, и, значит, тоже
требуют «раскрытия» и так далее до бесконечности.

Возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны ясно, что сущность смысла
заключается в некотором непосредственном соотнесении осмысляемого с чем-то
находящимся за пределами непосредственно чувственно переживаемого, соотнесении
его с «прошлым опытом», со всем, имеющимся у нас в наличии знанием. Если такого
знания нет или соотнесение осмысляемого предмета с этим знанием не возможно - то
никакого смысла не возникает (возникает ситуация «нонсенса», отсутствие
понимания).

С другой стороны, мы видим, что знание не есть что-то такое, что можно разбить
на какие-то куски или порции. Любой элемент знания является осмысленным лишь
постольку, поскольку он
 Всего страниц: 84
<<  1  2  3  4  5  6  7 >>


Поделись этой страницой:


a-block
Разделы:



Рекомендуем:
  1. Элитная упаковка

e-mail:
info@myviv.ru




2003-2018 (с) aPHPa
Внимание! Проект myVIV.Ru является публичной библиотекой, с некоммерческим уклоном, и создан для образовательных целей. Все произведения принадлежат их авторам и не подлежат копированию, распространению и коммерческому использованию.