Вы автор?
Опубликуйте у нас свои произведения, Здесь и Сейчас.
 Всего страниц: 157
<<  2  3  4  5  6  7  8 >>


Все книги автора

Иванов Евгений :: Онтология субъективного

Запомнить текущую страницу (стр. 5)
рефлексивного доступа к этому содержанию, особенно в тех случаях, когда это
содержание сверхчувственно. Примером здесь может служить такой феномен, как
смысл. Смысл явно присутствует в составе “непосредственно переживаемого”, он дан
нам опытно. Это, однако, не мешает многим философам отрицать реальность смысла,
не препятствует возможности для большинства людей “не замечать” этого вполне
очевидного смыслового содержания собственного сознания. Роль философии в
исследовании сферы субъективного видится в том, чтобы подвести наш разум к
осознанию наличия в нас того, что всегда в нас содержится, всегда “стоит перед
глазами” – и именно в силу этого, как правило, не замечается.
Существенная ошибка, которая очень часто допускается при анализе душевных явлений – это навязывание субъективным явлениям той формы, в которой нам дан предметный опыт (в частности, пространственно-временной формы). Отсюда, например, проистекает неверное (не подтверждаемое интроспекцией) представление о мышлении, как о последовательном, развернутом во времени, пошаговом процессе, состоящем из отдельных, дискретных операций. Мир субъективного, открываемый нами в рефлексивной установке, принципиально непредметен, существует в особом непредметном модусе бытия. Непонимание этого обстоятельства – ведет к грубым искажениям картины “внутреннего мира”.
Разработка целостной теории субъективного важна не только сама по себе, но также есть необходимый шаг в направлении решения одной из кардинальных философских проблем – психофизической проблемы. Эта проблема, хотя она ставилась еще древними, к сожалению, по-прежнему далека от своего позитивного решения. Создается впечатление, что чем больше мы узнаем о мозге человека, о его функциях – тем меньше мы понимаем, каким образом мозг способен “производить” субъективные явления (если, конечно, он вообще их каким-то образом “производит”). Остроту рассматриваемой нами проблемы придает то обстоятельство, что современные исследования сознания “с научной точки зрения” (прежде всего, с позиций “нейронаук”), по всей видимости, зашли в тупик. Последнее десятилетие ушедшего века было, как известно, объявлено “десятилетием исследования мозга”. В конце 80-х годов высказывались радужные прогнозы, что к 2000 году “тайна сознания” будет раскрыта и раскрыта именно путем исследования нейрофизиологических механизмов психических функций. Этого не произошло. Следует признать, что никакого существенного прогресса в понимании механизмов сознания за последние десять лет не было.
Как уже отмечалось, мы до сих пор не имеем сколько-нибудь ясных представлений о том, каким именно образом мозг обеспечивает высшие психические функции, какие конкретно процессы в мозге коррелятивны “ментальному содержанию” нашего сознания (ощущениям, образам и т.п.). Не ясно даже является ли мозг тем органом, который целиком и полностью определяет факт существования сознания или же он есть лишь элемент более обширной системы, которая и обеспечивает психические функции во всем их объеме. Вполне возможно, что мозг — это лишь “место”, где сознание себя обнаруживает (а отнюдь не то “место”, где оно “производится”). Становится все более очевидным, что не существует какого-либо особого мозгового “центра сознания”, также, как не существует “центра памяти“ или “центра мышления“. Но и мысль, что сознание есть “интегральная функция мозга”, — тоже вызывает возражение.
Сама формула: “сознание есть функция мозга” сталкивается с логическими трудностями. Заметим, что априори вообще не существует никакой логической связи между работой мозга и субъективными феноменами. Ведь мы вполне можем представить себе, не впадая в противоречие, что те же самые мозговые функции осуществляются обычным образом, но при этом не сопровождаются какими-либо субъективными явлениями. Т. е. это ситуация, когда мозг работает совершенно нормально, а сознание полностью отсутствует.
Чрезвычайно трудно понять, почему одни нервные явления сопровождаются сознанием, а другие — нет. Также сложно понять, каким образом
 Всего страниц: 157
<<  2  3  4  5  6  7  8 >>


Поделись этой страницой:


a-block
Разделы:



Рекомендуем:
  1. Элитная упаковка

e-mail:
info@myviv.ru




2003-2018 (с) aPHPa
Внимание! Проект myVIV.Ru является публичной библиотекой, с некоммерческим уклоном, и создан для образовательных целей. Все произведения принадлежат их авторам и не подлежат копированию, распространению и коммерческому использованию.