Вы автор?
Опубликуйте у нас свои произведения, Здесь и Сейчас.
 Всего страниц: 157
 1  2  3  4  5  6  7 >>


Все книги автора

Иванов Евгений :: Онтология субъективного

Запомнить текущую страницу (стр. 1)

Е. М. Иванов
ОНТОЛОГИЯ СУБЪЕКТИВНОГО

Апрель, 2009 г
ISBN: 978-3-8454-3918-1


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. СТРУКТУРА И СВОЙСТВА СФЕРЫ СУБЪЕКТИВНОГО
1.1. Субъективное и сознание
1.2. Оценка стратегий элиминации сферы субъективного
1.3. Строение сферы субъективного: чувственные образы
и представления
1.4. Строение сферы субъективного: смыслы
1.5. Целостность сферы субъективного: отношение
чувственности и смысла
2. “Я“ И СФЕРА СУБЪЕКТИВНОГО
2.1. Природа индивидуального “Я“
2.2. Временная нелокальность субъективного. “Я“ и личность
3. АФФЕКТИВНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА. ПРИРОДА РЕФЛЕКСИИ
3.1. Природа воли
3.2. Природа аффектов
3.3. Мышление
3.4. Природа рефлексии. Сознание и бессознательное
4. “Я“ И АБСОЛЮТНОЕ БЫТИЕ
4.1. Обоснование антинатуралистического понимания сферы
субъективного. “Я“ и внеположная реальность
4.2 Проявления абсолютного “Я“ в составе эмпирической личности:
свобода и смысл
4.3. Преодоление солипсизма
5. ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
5.1. Критика натуралистических подходов к решению
психофизической проблемы
5.2. Перспективы решения психофизической проблемы
5.3. Сознание в квантовом мире
5.4. О происхождении сознания
ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Представления об устройстве человеческой души, ее структуре, фундаментальных свойствах, функции, отношении к телу – восходят к глубокой древности. Это и не удивительно, если учесть, что душа, т.е. субъективное – это то, что непосредственно “дано” и, следовательно, не сокрыто от познающего взора человека. Это обстоятельство заставляет относиться к мнениям древних серьезно. Первые шаги к философскому объяснению и истолкованию субъективных душевных явлений были, видимо, сделаны древнеиндийскими философами. Уже в упанишадах мы находим глубокие рассуждения о природе человеческого “Я”, о строении сферы субъективного, о связи “Я” и надындивидуального мирообъемлющего целого – “Абсолюта”.
В европейской философии одним из первых исследователей “души” был, несомненно, Платон. Можно указать на четыре фундаментальных открытия, сделанных Платоном в этой области, причем все эти открытия сохраняют свое значение и для современной философии субъективного.
Во-первых, именно Платон первым из европейских философов указал на трехчастное строение человеческой души (чувственность, воля, интеллект) – это разделение с небольшими модификациями используется и в современной психологии. Во-вторых, Платон был первооткрывателем сверхчувственной (смысловой) составляющей душевных явлений. Платоновская “идея”– это, по сути, и есть сверхчувственный (внепространственный, вневременный, бескачественный) смысл, непосредственно присутствующий в составе “непосредственно данного”, “переживаемого” субъектом. В-третьих, Платон, вслед за Сократом, подчеркнул надындивидуальный статус человеческой мысли (как основание общезначимости мышления – пример же этой общезначимости он видел в математике). Это открытое им свойство мышления и послужило основой учения о “мире идей” (topos noetos) – надындивидуальной умопостигаемой реальности, через причастность к которой становится возможной и общезначимость индивидуального человеческого мышления. Наконец, в-четвертых, Платон указал на сверхвременный статус “мира идей” (“идеи” прибывают “в Вечности”) – тем самым, постулируя наличие в душе сверхвременной составляющей.
Представления Платона относительно природы и свойств человеческой души были творчески развиты в школе неоплатоников (Плотин, Порфирий, Прокл и др.) в целостное учение. Основой неоплатонизма является, несомненно, феноменология человеческой субъективности. Ведь душа, по Плотину, есть как бы “срез”, проходящий через все слои бытия: душа причастна и к чувственному Космосу (в форме чувственности), и к мировой Душе (в форме воли), и к мировому Уму (интеллект) и, наконец, к Единому – сверхумопостигаемому и сверхбытийному основанию бытия и мышления. Сама четырехслойная модель реальности неоплатоников, таким образом, – есть результат непосредственного анализа
 Всего страниц: 157
 1  2  3  4  5  6  7 >>


Поделись этой страницой:


a-block
Разделы:



Рекомендуем:
  1. Элитная упаковка

e-mail:
info@myviv.ru




2003-2018 (с) aPHPa
Внимание! Проект myVIV.Ru является публичной библиотекой, с некоммерческим уклоном, и создан для образовательных целей. Все произведения принадлежат их авторам и не подлежат копированию, распространению и коммерческому использованию.